Ребенок скоро идет в школу

О готовности к школе, умении учиться и свободе для родителей

 

В этом году я часть моего профессионального времени посвятила работе с первоклассниками в обычной школе. Если честно, я просто надорвалась, повторяя одно и то же по 5-8 раз… И это у меня на занятии всего 8-10 человек. А что в школьном классе происходит? Понятно, что учитель работает со всеми детьми, и такие «экземпляры», которые не слышат с первого раза, быстро начнут отставать. Надо сказать, что я за полгода увидела такое количество абсолютно не готовых к обучению в школе первоклассников, что впечатлений хватит на целую книгу «Как можно довести ребенка до такого состояния».

 А где же детское тело, искрящееся жизнью?

Когда я оцениваю готовность ребенка к школе, меня совершенно не волнует, умеет ли он читать, знает ли английский алфавит, выполняет ли счет до 100. Всему этому быстро научат в школе за полгода-год… Для того она, школа, и нужна.

Предварительно я оцениваю уровень развития мышления. Обычно две трети подготовишек вполне справляются с графическими задачками. Трудности в том, чтобы понять скрытые связи, выделить главное и существенное, бывают чаще всего у детей, которые поздно начали говорить: после трех лет. И поэтому мышление, ориентированное уже в четыре года на речь, не успело дотянуться до возрастной нормы. Ну и конечно, есть дети просто социально-запущенные.

Другими словами, умные – все, но к «умению учиться» в наше время это не имеет почти никакого отношения. Нужны другие способности, которые раньше у детей развивались естественно.

Ребенок идет в школу

«Умные» — все, а учиться по-настоящему могут немногие

Готовность к обучению в школе. Три главных школьных качества

Говоря о прогнозе успешности обучения ребенка в школе, я бы выделила следующие качества:

  1. Способность мозга (тела) справляться с нагрузками. Сидеть и работать все занятие, несколько уроков; быть сосредоточенным.

Особенно напряженно (если говорить о ресурсах мозга) первокласснику дается письмо: плавное, связное, согласованное выписывание буквы за буквой, слова за словом, не уходя со строки. Сейчас же мне приходится наблюдать 30-50% детей с выраженным гипотонусом подкорковых отделов мозга, отвечающих за плавность и переключаемость всех процессов… и еще 30-40% — с гипертонусом… И таким бы детям — идти в школу попозже, когда мозг созреет и нагрузки будут не настолько критичными.

Вся драма, если не трагедия целого поколения в том, что достаточно высокий уровень сенсомоторного развития, когда тело «движется» плавно, с хорошей координацией, я наблюдаю только у 1 ребенка из 20-30 человек. Куда исчезли детские тела полные жизни? На что их вообще «заменили»? На английский алфавит?

Раньше – когда дети не ходили в подгузниках до 3 лет, много двигались, упражнялись в ловкости в подвижных уличных играх, не сидели часами перед телевизором, а кроме того, начинали обучение в 7 лет и позже (а это имеет большое значение с точки зрения созревания детского мозга) – вопрос массового сенсомоторного дефицита не стоял так остро. Неуклюжих, расторможенных, быстро истощающихся детей было совсем немного.

  1. Умение играть социальную роль школьника. Для этого, как минимум, понимать, что поведение в школьном классе отличается от поведения дома.

В школе нужно просто выполнять требования учителя, не сомневаясь ни на секунду в том, что главный в этом пространстве – взрослый. Сюда же относятся:

  • умение слышать учителя с первого раза,
  • элементарные правила поведения: не игнорировать обращение учителя или его инструкции, не смотреть по сторонам, когда учитель говорит о том, что сейчас нужно делать, не дурачиться, не истерить…

И уже совсем никуда не годится, когда ученик громко, не таясь, болтает с кем-то из детей в тот момент, когда учитель что-то объясняет. О случаях сидения в шкафу или под партой во время урока можно даже не говорить. Особенно патологична ситуация, когда школьник намеренно выводит учителя из себя: специально громко выкрикивает какие-то фразы (в стиле «нашараша»), подсмеивается, издает странные звуки и т.п.

Понятно, что такое небрежное отношение к социальным правилам в общении со старшими годами лелеялось в семье. Сейчас детство, по странному недоразумению понимается многими мамами и папами как «сесть родителям на голову, помыкать ими и вообще ничего не делать».

Какие еще способности можно включить в «роль школьника»?

  • Уметь преодолевать трудности, несмотря на напряжение, скуку, неудобство.
  • Прикладывать усилия.
  • Ставить цель и достигать ее.
  • Уметь работать самостоятельно.
  • Хорошо бы еще любить книги и получать удовольствие от чтения: когда сам читаешь и когда тебе читают.

3. Умение работать в группе в одном темпе со всеми. Без назойливого контроля и мелочной опеки со стороны взрослого. Самостоятельно, по сути. Не истерить, когда что-то не получается. Выполнять пошаговую инструкцию учителя, не отвлекаясь. И высший пилотаж: послушать задачку до конца, запомнить все условия, основной вопрос… И потом ответить на этот вопрос и решить задачу.

Замечу, что если с пошаговой инструкцией хорошо справляется половина детей, то с целостной задачей — единицы (1 человек из 20). Вот они на самом деле будут очень успешными в школе, если и два других правила выше тоже будут выполняться. И вот тогда вы — родители — свободны, вам не нужно волочить чадо изо всех сил в светлое будущее. Ребенок идет туда сам — бодро, уверенно и радостно.

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

Интернет-занятия с детским психологом в цикле «Ребенок и школа»

ВИДЕО-ЗАПИСИ занятий (перейти к видео…)

Конкретные примеры с подробным анализом из моей практики, интересные задания, которые помогут оценить готовность вашего ребенка к школе – видео-уроки из нашего летнего интенсива.

Для родителей, чей ребенок:

— идет в школу этой осенью,

— через год пойдет в школу,

— уже закончил первый класс и вам всем этот год дался нелегко,

— вообще не хочет учиться (возраст и класс не имеют значения).

комментария 2

  1. Виктория:

    Согласна по поводу проблем вышеперечисленных в школе у детей. О подготовке не в той области, когда упор делают на то чтобы захватить часть обучения и освоить его заранее. Это да.
    Но вот насчет напряжения, скуки и неудобства тут очень, так сказать, сомнительно. Потому что ребенка в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. И есть мнение, подкрепленное успешным опытом обучения по иной схеме, чем преодоление ребенком (а на деле НЕ преодоления) скуки, неудобства и напряжения. Это даже взрослый с трудом вынесет. Согласитесь,ведь. Во-первых, интересная подача материала всегда воспринимается лучше даже взрослым. За исключением, если у человека наивысшая степень мотивации и он хочет добыть информацию во чтобы то ни стало. Во-вторых, неподвижность в возрасте начальной школы — это что-то противоестественное. Это подтвердят все. Вы сами пишите: «А где же детское тело искрящееся жизнью?» Да вот оно на перемене бегает, искрится так , что уши закладывает. Просто система обучения очень костная, авторитарная. Я как родитель, сидела на уроках 2-го класса. Искрящийся ребенок, там не нужен, урок делается без обратной связи, а если она и присутствует, ее мало и она совершенно предсказуема, ребенок ничего от этой обратной связи не получает. Он сидит и скучает, ждет перемены, когда же все это закончится. А другой и ждать не хочет. Ломать детей, чтоб они сидели не двигаясь, не высказывались, а делали только то, что сказано делать и говорили только когда попросят. Это противоестественно. Конечно не обсуждаю в данный момент дисциплину в коллективе. Есть нормы поведения в обществе, в присутствии взрослого. Но есть ведь перегиб в авторитарность учителя. Когда только дисциплина, только обязанность что-то исполнять. Я говорю о творческом подходе (это конечно личность учителя играет большую роль). Учителя так завалены бумажной работой. Отчетами, какими-то совершенно не относящимися к детям и к их обучению и развитию делами, что большинство учителей не в состоянии творить на уроке, устанавливать контакт, получать обратную связь от детей в плане обучения чему-то, развития интеллектуального. Одна муштра.
    Не считаете ли Вы, что надо менять скорее эту систему под живых искрящихся наших детей? А не наоборот.
    Спасибо, за информацию, наталкивающую к размышлению.За Ваши наблюдения.
    Есть такая система обучения именно в начальной школе «По Жохову». Жохов — автор этой методики. он считает, что не надо учителя в начальной школе загружать разработкой уроков. По его системе учителя работают по готовым планам уроков. Все продумано заранее и упор на уроке учитель делает на другое. Успехи в этих классах поражают. Там нет вот этого статики, дети чувствуют себя свободнее в плане движений тела. Там они настолько увлечены процессом урока, что там просто нет места хулиганству, безделью, и разболтанности. Детям интересно учится. И успехи их потрясают.

    • Детский психолог:

      Вообще, учитель должен держать класс…и по началу это всегда авторитарная модель… Зато потом, все остальное — легко. Далеко не все дети понимают, что творческая атмосфера — это ценность… для них это повод относится к учителю и к занятию — небрежно.
      Я сама пережила несколько кризисов либеральности… и с дошкольниками, и со студентами…

      А что касается детских тел… то увы… может дети и бегают на переменке, но при этом они волочат ноги, не могут постоять на одной ноге, не могут наклониться вниз, сделать полумостик… Не могут просто спокойно полежать, расслабляясь… все время ерзают… Это проблема на самом деле!… Я выше написала — нормальное тело у одного из 20.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.