Не можешь — научим, не хочешь — заставим

Существуют ситуации, когда вы не оставляете ребенку выбора. Или, другими словами, вы принуждаете его вести себя или что-то делать определенным образом. Потому что так «надо», потому что только взрослый здесь принимает решение, потому что это и есть взросление и развитие. К примеру, это вопрос полезных привычек. Почистить зубы и умыться, убрать свои игрушки, самостоятельно одеваться, сходить на горшок, выполнить простые домашние обязанности… А дальше — самостоятельно учиться, выполнять домашние задание, помогать родителям, ходить в школу без мамы, распоряжаться небольшой суммой денег…

Как правило, подобные навыки ограничены рамками какой-то практической ситуации. И здесь цель, элементарные действия, их последовательность — понятны.
Уточню, что если вы формируете не поведение (простой навык), а какие-то нравственные привычки, самосознание, качества личности — то эту формулу «не можешь — научим, не хочешь — заставим» — вот так напрямую использовать сложнее. Все дело в том, что социальные формы, они редко существуют сами по себе, в чистом виде… И, как правило, прорастают в какой-то совместной деятельности.

Создаем полезные привычки. Детский психолог

Не можешь — научим, не хочешь — заставим…

Поэтому сейчас мы говорим о простых вещах. Если вы хотите сформировать у ребенка полезную привычку — вы не даете ему принимать решение, выбирать и играть в «хотелки». Вместе со взрослым он много раз повторяет нужное поведение, программу, последовательность… И если вы начнете довольно рано, когда ребенок получает удовольствие от всего, что он делает сам, навык сформируется как бы сам по себе.
Например, вы помогаете застегивать ребенку молнию на куртке. Делаете это вместе с ним (а не за него) много раз… 20-30 дней… И вдруг — в какой-то момент он это делает самостоятельно. Дальше родители только поддерживают это поведение — «одевайся сам».
Если же вы начали поздно, упустили время и ребенок много раз нарушал правила (ваши требования), то помимо обучения, придется приложить усилия, чтобы заставить его действовать определенным образом, используя ограничение, принуждение, наказание, родительский гнев… Как только вы серьезно рассердитесь и побудите ребенка к действию, не оставляя ему выбора, ситуация изменится волшебным образом. Если изменений — нет, значит вы еще недостаточно решительны или ребенок не понял, что вы по-настоящему сердиты.

 

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

 


 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.