Ловкость и детский интеллект
Не поверите, НО… основная задача в развитии детского интеллекта до 5-6 лет — это упражнение в ловкости. Так считают детские нейропсихологи.
Именно в этот период, начиная с 3-х лет, активно развиваются сенсорные участки детского мозга, которые отвечают за восприятие мира: зрительное, слуховое, кожное. А также правое полушарие и моторная кора (управление движением рук, ног, лица, пальчиков, тела). Все это вместе формирует основу интеллекта — пространственное восприятие. А еще — что очень важно — задает сенсомоторную опору для формирования навыков письма, чтения, счета. Появляется такой «базис» к 6 годам, когда все сенсорные зоны объединяются. Это называется «сенсорная интеграция».
Сложный текст от детского психолога? — Прочитайте еще раз.
Главное, что нужно понять — не чтение и не счет до 100 определяют уровень интеллекта ребенка дошкольного возраста. А гармоничное, естественное тело и умение легко им управлять. Формируется это день за днем в самой разной активности. Подвижные уличные игры, домашние обязанности, купание в речке, сбор яблок в саду… и даже не спорт или танцы. Дети с хорошим телом, как правило — адекватны, не капризны, собраны и приятны.
Как повезло детям в затерянной индонезийской деревушке (на картинке внизу), и как не повезло нашим детям, чье детство подменили на школы раннего развития, обучению чтению и английскому с трех лет. Шестилетки у нас сейчас не умеют потянуться-расслабиться, стоять на носочках, стоять и прыгать на одной ноге, красиво бегать (не волоча ноги), маршировать под музыку (ведь это же сразу и левая, и правая половина тела!)… Они неуклюжи, скованы. В их телах так мало жизни. Их детство – не состоялось.
Еще заметки по этой теме:
- Полноценный контакт с миром и сенсорная интеграция
- Интернет-лекция о развитии детского мозга
- Готовность ребенка к школе — видео-записи занятий

Восхитительная ловкость… и «сенсорная интеграция»
Ольга Исаенко,
детский психолог,
кандидат психологических наук