Семейные секреты уверенных детей

Если ребенок не уверен в себе

Одного ребенка четырех лет обижают в детском саду, его бьют, отбирают игрушки, с ним не играют. Другого, семи лет, не принимают в школе, не бегают с ним на переменке, не здороваются, не приглашают на дни рождения, хотя он за год «передружил» уже со всеми в классе. Бывает так, что ребенка игнорируют или отшвыривают, а он еще сильнее липнет к таким детям, становится назойливым в отношениях с ними и получает в ответ еще большую порцию отвержения. В каких-то случаях ребенок быстро срывается в драку, что в общем никакого отношения к уверенности не имеет.

Впрочем, дома такие дети не выглядят так уж безобидно. Кто-то бьет родителей кулачком, кто-то привык, что все внимание — только для него, кто-то яростно рвет бумагу, когда что-то не получается… А да, еще такие дети могут называть по имени родителей или бабушек-дедушек. Другими словами, дома их статус чрезмерно завышен — до «императорского». И еще они могут стащить у мамы большую сумму денег, чтобы покупать внимание одноклассников.

 

Вопрос — что делать в семейных условиях?

  • Снизить статус, решительно вернуть ребенка в рамки детской роли. Не позволять ему бить родителей или закатывать истерики, когда он не получает, все что хочет. Показать социальные границы — это всегда очень целительно. Если это не сделаете вы, то это сделают другие. И довольно невежливо.

Бывает, что ребенок тянется к агрессивным и бесцеремонным детям, потому что те ни в чем ему не потакают, в отличие от родителей. И тем самым дают опору в отношениях и в осознании мира. Да, это патологическая опора, но она привлекательнее, чем папа-тряпка или постоянно сюсюкающая бабушка, которых можно побить кулачком.

А что потом будет в подростковом возрасте? – Привлекательной окажется криминализованная компания или религиозная секта, где есть жесткая иерархия и испытания.

Четкие границы в семье появляются в том случае, когда родители строгие и последовательные. Когда все взрослые в семье предъявляют ребенку одинаковые требования, а не играют друг против друга. А основной инструмент – это поощрение и наказание. Как правило, родители неправильно их используют, потому ситуация выглядит как тупиковая или «все по кругу».

Видео-уроки для родителей на тему «Непослушный ребенок». Летом!

  • Опыт уверенности лучше давать через тело. У таких детей, как правило, неуклюжее, слабое тело. Поэтому «солнце, воздух и вода»… подвижные игры на воздухе, спортивные секции, катание на велосипедах и купание в реке. Серьезная ошибка развития — сидеть в четырех стенах, пялиться на очередной никчемный мультик или выгуливаться на детской площадке под присмотром мамы.
  • Опыт достижений и понимание того, что «я многое умею делать», гордость за себя — это еще одна из граней уверенности. В первую очередь такой опыт получаем в зоне домашних обязанностей. Детство — то не про то, что ваш ребенок ничего не делает дома, а про то, как он постепенно взрослеет и становится самостоятельным. Поэтому мой традиционный вопрос — за что отвечает ребенок дома? В 3 года, в 4 года, в 5 лет?
  • Важно, чтобы мальчики прошли нормальную мужскую социализацию. По началу это опыт общения с отцом: четкая иерархия, мужские ритуалы, дружеские потасовки, умение держать удар, опыт заслуженного наказания в мужской среде. Понятно, что ребенку нужно общаться с другими пацанами, подраться с ними, а потом подружиться… И конечно же присутствие мамы тут неуместно.
  • И поэтому маме нужно вовремя отпустить ребенка в мир. Дать ему возможность пережить синяки и царапины, разбитые коленки.

 

Как развивать уверенность у ребенка

Как развивать уверенность у ребенка. Консультация детского психолога

 

И еще несколько заметок от детского психолога

  • Если ребенок совсем уж не вписывается в детскую группу на детской площадке или в подростковой компании, вам не обязательно так уже сильно из-за этого переживать. Не всем интересно со сверстниками. Да и среда бывает неподходящей. Возможно, это произойдет позже. Но постоять за себя надо уметь.
  • Хороший воспитатель или учитель позаботится о том, чтобы дети сдружились между собой. Это просто: на первых порах взрослому надо быть главным, не давать обижать слабых, организовать деятельность детей в разных группах, давать совместные задания, найти цель, к которой будет двигаться класс и т.п. И я даже больше скажу, довольно часто именно учитель или воспитатель запускает тот самый процесс отвержения. В этом случае, конечно, иногда стоит сменить учителя.
  • Если что-то не заладилось у ребенка, вы можете расширить круг общения (кружок, спортивная секция), подружиться с другими семьями, организовать у себя семейный праздник или совместный поход. Без аниматоров и глупых развлечений. Это про другое. Куда интереснее вместе забор покрасить, а потом устроить небольшой пикник на свежем воздухе.
  • Можно сменить класс или школу, поехать в детский лагерь или к бабушке в деревню. Но скорее всего, проблема потянется за вами и туда. Если не будет той самой уверенности в себе.

 

Наши группы ВКонтакте «Рецепты для родителей», «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок»

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

комментария 2

  1. Виктория:

    Спасибо, за информацию. Соглашусь, что роль учителя или воспитателя в группе детей ответственна за сплоченность группы. На личном опыте столкнулась с этим в начальной школе со своим ребенком. Дети ябедничали, подстрекали, нарочно делали так, чтоб кто-то получил от учителя. Учитель особо не вдавался в подробности порой и дети занимались манипуляцией. Злорадствовали, кто-то чувствовал несправедливость, не хотел ходить в школу. В общем кошмар. Дети крали, портили друг другу вещи (особенно хорошие). У учителя было какое-то свое видение. Она могла рассказывать про плохое поведение какого-то ребенка чужим родителям. Давая почву для каких-то пересудов и сплетен. Причем родителям виновника обсуждений могло и не сообщаться о поведении чада. Хотя есть телефон и родительское собрание. Да, много смешного, конечно делают дети. Но, там я считаю был недостаточный профессионализм учителя. Тем более мне есть с чем сравнивать. В моей начальной школе была учительница, я, теперь с высоты лет, понимаю, каким профессионалом она была. Не зря заслуженный учитель. Наш класс почти до самого десятого класса был самым дружным.
    Дети конечно разные тоже бывают. А как допустим учителям себя вести, как быть с детьми у которых вот эти границы личности размыты. У которых проблемы с поведением. Они, возможно, сами-то дети этому не рады. Наверное учителям, особенно в начальной школе, необходимы эти психологические знания, чтобы поменьше было слез, непонимания, трудностей в обучении и дисциплине. Да и успеваемость будет выше. Ведь выставляя оценку ученику, учитель ставит ее также и себе, причем такую же.

    • Детский психолог:

      Достаточно быть строгим, последовательным и справедливым, Виктория. Дети таких уважают и любят.

Добавить комментарий для Виктория Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.