Младшие школьники: семья и школа Бесплатная онлайн-консультация

На этой странице мы обсуждаем все проблемы, которые приходится решать родителям младших школьников. Это бесплатная форма диалога.

Психологическая готовность к школе, трудности обучения письму, чтению и счету, отношения в классе, отношения с друзьями и учителем, любые семейные трудности, связанные с ребенком 6-10 лет и т.п. Вопросы о готовности к школе и трудностях 1 класса можно также задавать на специальной странице.

ВИДЕО-УРОКИ для родителей на тему «Непослушный ребенок» Летом!

Консультации по скайпу

ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 200 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице. Или присоединиться к нашим группам ВКонтаке и видео-урокам  «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей», Если ребенок плохо говорит, Лекция о развитии детского мозга.
Ольга Сергеевна Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук.

 

комментариев 110

  1. Татьяна:

    спасибо за ответ. Связь эмоциональная очень тесная, намного крепче чем с младшим сыном. Да, я его чрезмерно контролирую, сама это признаю, он очень не самостоятельный и невнимательный, не умеет за себя постоять. в отличие от младшего, который сам в неполные 4 года может разобраться в конфликтах по-хорошему или «дать сдачу», например. Старший очень забывчивый и медлительный, в школе именно из-за этого проблемы. Я не поняла в Вашем ответе, что значит » Да, в данном случае имеет значение именно настойчивость и повторяемость.»? спасибо!

    • Детский психолог:

      А вот вы нашлись. :-)
      У меня есть предположение о высоком уровне эротизации отношений с ребенком. Вы не разделились с ним в 5-6 лет… и он не вошел в полной мере в мужскую группу.
      Если решать ситуацию на таком простом бытовом уровне, не используя длительный детский психоанализ… а это в общем не обязательно… ТО вы вправе его наказать за нарушение запрета на просмотр запретного видео. Именно за нарушение запрета.
      И наказать — по-солдатски. Мыть полы, дежурить по кухне и т.п. И опять же — лучше, если это сделает папа.

    • Детский психолог:

      И еще — если ситуация снова начнет повторяться, тогда есть смысл общаться с вами в рамках реальной полноценной консультации (по скайпу).
      У нас есть форма пошагового сопровождения родителей. А я предполагаю, что ваше запретное видео — это только часть истории.

  2. Татьяна:

    спасибо, приму к сведению, обязательно обращусь очно, если ситуация повторится!

  3. Айгуль:

    Здравствуйте, моей дочери 9лет (единств ребёнок в семье).ОЧЕНЬ ТРЕВОЖНА. всё началось в группе подготовки в школе.Учитель отругала её при всех за рассеянность, дочь расплакалась при всех,её и за это отругали, её вырвало. Вся группа начала её дразнить, а учитель выгоняла её из класса при послед плачах.Всё это мы узнали уже когда занимались с детским психологом в центре. В результате пропустили год и пошли в школу почти в 8 лет. Учитель у нас замечательный, мягкий, добрый. Сейчас дочь во 2 классе.Но дочь до сих пор чуть что — в слёзы. Может разреветься из-за упавшего карандаша, неправильн ответа, сложного стихотворения.(это нам ещё отметки не ставили! ), забытого учебника…Мы с мужем заранее всё проверяем, собираем портфель,НО на уроке ведь она работает сама. Учится хорошо, но всегда в напряжении. Учитель говорит что дочери очень мешает волнение. На самостоятельных работах она «перестаёт соображать». Я сама учитель. После неудачной подготовки к школе водила к себе на уроки (преподаю англ язык в частной школе),там она понемногу расслабилась. Сегодня ревела из-за потерянной сменки( сменка висела под курткой!!!). Как помочь дочери? мы с мужем никогда не «ругаем» за ошибки, наоборот частенько при ней ошибаемся (и в шутку и на самом деле), говорим что школа учит, даёт знания, а ошибки естественны… Не знаю.. Вижу что волнение в ней только нарастает.КАК быть? Спасибо.

    • Детский психолог:

      А в детский сад девочка ходила?
      Может, пора отказаться от «тепличного» воспитания. В норме ребенок должен уметь встречаться с социальным агрессивным поведением статусных взрослых.
      Про портфель — ну это вы точно зря.

      И к детскому неврологу — рассеянность, плаксивость — все растет из одного корня.
      Со своей стороны могу предложить пошаговое сопровождение — консультацию в скайпе — за 3-5 встреч выберемся из тупиковой ситуации. А вы скорее уже в трясине, каждый следующий шаг — вязнете все больше.

      • Айгуль:

        Добрый вечер. Спасибо что откликнулись на мой вопрос. В детский сад дочь не ходила, но с 2.5 лет постоянно ходили в группу (детский клуб) 2-3 раза в неделю сначала на одно , а по мере взросления 3-4 урока. У детского невролога (разных) были.Все говорят «расслабьтесь, просто беспокойный ребёнок.Повзрослеет-поумнеет-пройдёт» Меня заинтересовало ваше предложение о консультациях в скайпе. Хотела бы уточнить :1) стоимость 2) возможность консультации по e-mail + стоимость. Спасибо.

  4. Кристина:

    Будьте добры, помогите, пожалуйста разобраться. Моя дочка 6 лет, не дает взрослым разговаривать между собой, постоянно вклинивается и мешает. При этом очень не любит, когда кто-то обращает внимание на других детей, начинает сильно ревновать. Любит, чтобы ей делали подарки. Дочка любит, чтобы ее хвалили и ради похвалы готова пойти на обман. Любит быть первой во всем, но при этом старается избегать ситуаций, где она будет в не выйграшной или не комфортной для себя обстановке. С людьми, которые ей не очень нравятся может быть достаточно груба.
    Со своей стороны, как нам кажется, мы много занимаемся ребенком и не совсем понимаем, что может вызывать вышеописанное поведение.

    Заранее спасибо!!!

    • Детский психолог:

      Именно потому, Кристина, что вы много ею занимаетесь и все только для нее.
      Если она невежлива с другими людьми, вы останавливаете ее решительно И/или наказываете.
      И дома у нее должны быть обязанности, а по ходу опыт ошибок и исправлений, тогда ситуаций с избеганием будет меньше.

  5. Елена:

    Здравствуйте. Моей дочери 9 лет. У нас такая проблема. Мы жили в Украине, окончили 3 класса школы. Дочка была отличницей, ходила на различные кружки, все успевала делать, радовалась жизни, у неё много было друзей, все учителя её хвалили и за учебу и за поведение, она никогда ни с кем не конфликтовала. Единственное, были иногда «периоды нытья». Но летом нам пришлось переехать в Россию в крупный город, пошли в школу в 4 класс (хотя по возрасту здесь должны быть в 3-ем) и дочка стала совсем противоположным человеком. Она постоянно плачет, в учебе сильно съехала на 2 и 3 (хотя бывают дни пятерок), постоянно жалуется «никто меня не любит», «никому я не нужна», «никто со мной не дружит», «я хочу это.., но не могу себя заставить», » у меня не получается» и тому подобные. Мы запаролили компьютер и планшет, чтобы ей нечем было заниматься и она учила уроки, делала поделки и др. (игрушек у неё почти нет), но и это не помогает. На улицу к детям не хочет идти, на кружки не хочет, в лагерь не хочет. В школе по словам учительницы её никто не обижает, понемногу она с одноклассниками общается, не конфликтует, но первая никогда не заговорит и не подойдет. Одним словом у неё «опустились руки», жизнь для неё сплошное разочарование, у неё все плохо. Сколько я не пыталась с ней поговорить (чтобы она была жизнерадостней, заставляла себя что-либо делать), она вроде все понимает, но тут же говорит «я не могу себя заставить, я такая плохая, у меня не получается…». Подскажите, пожалуйста, что делать??

    • Детский психолог:

      Опыт достижений в этом возрасте, Лена, одно из важных качеств личности. Перестаньте ее развлекать и нянчить и грузите домашней работой. Может сама попросит об отдыхе и детской компании. А нет — все чему-нибудь научится и не будет времени для нытья.

  6. Анна:

    Здравствуйте. Моему сыну 9 лет. Учится хорошо. Но к третьей четверти скатился с 5-ок до 4-ок. И появилась какая то апатия ко всему. Гулять не хочет, играть не хочет, есть не хочет, ничего не хочет. Спрашиваю, что с тобой? что-то случилось? Нет, говорит, просто скучно. Предлагаю что-нибудь поделать, ничего не хочет. Переживаю за него… Подскажите, что делать?

    • Детский психолог:

      Аня, самое время нагрузить его домашними обязанностями, чтобы не скучал.
      А то, ВСЕ!, что он делает — это гуляет, играет и ест… как я поняла.

  7. Лена:

    Здравствуйте!Сыну 8 лет,учится во 2ом классе.Психоневролог поставил диагноз F06.7(легкое когнитивное расстройство),с таким диагнозом можно учиться в обычной школе(программа у нас Школа России)?

    • Детский психолог:

      Я не работаю в области медицинских диагнозов, Лена… И не знаю особенностей различных когнитивных функций… мышления, внимания, речи… и т.п. у вашего ребенка.
      Но думаю, в обычной школе учиться можно.

  8. Грустный папа:

    Здравствуйте! Появилась проблема — сын 9 лет (3 класс) в школе снял трусы и показал свою пипиську одноклассникам (мальчикам).
    Учительница позвонила маме и рассказала о разговоре с ним. Он совершенно не раскаивается, на вопрос — знаешь как отреагирует мама ответил, что поругает немного и все. Дома он также бывает, подходит ко мне или маме и делая характерные движения тазом говорит 18+. На все разговоры о том, что так делать нельзя, это некультурно и вообще противно смотреть на него, реагирует со смехом, на вопрос где он этому научился, отвечает, что так делал одноклассник. Что делать, может пойти к врачам психолог/сексопатолог или к кому еще?

    • Детский психолог:

      Нужен строгий, внятный папа, чей запрет будет выполняться без разговоров и, тем более, без неуместного смеха. Другими словами, очень сердитый папа, чтобы сомнений не возникло. И конечно, в таких случаях вполне уместны дедовские методы. Будьте мужчиной рядом с ним, посвятите его в мир мужских ценностей и ритуалов. Это простые вещи.

  9. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, мой ребёнок был спасен от ювеналов и возвращен ко мне после 15- тимесячного пребывания в » тамошнем» детдоме. Прошло уже 2 года с тех пор, ей сейчас 7,5 лет. Она раньше была ОЧЕНЬ дружелюбной, открытой и ласковой девочкой. Её представления обо мне как о её матери были подорваны, и это мягко говоря, ей внушали день ото дня что я плохая, и что она мне не нужна, иначе ( твоя мама пришла бы и забрала тебя)- но это было не возможно. Визиты были сначала 8 раз в месяц, потом 4 раза, а затем и вовсе 2 раза по 1 часу ( постепенная подготовка ребёнка к будущим её новым » родителям»). Сейчас, благодаря благословенным людям, моя дочь вне опасности, но меня беспокоит, что она «работает на публику», то есть — не естественна, скрытна, так я не знаю как могу ей помочь. Посоветуйте как быть. Нигде в интернете также не могу найти подобных случаев( из любящей семьи в детдом и обратно, но только к маме и в другую страну).

    • Детский психолог:

      У меня нет готовых идей, Ксения. Они появляются только в процессе работы (диалога, консультации). Возможно, ребенку нужна длительная игровая терапия, в которой можно было бы растворить все страхи. Может, есть смысл сделать акцент на вашей совместно деятельности. Единственное, не стоит общаться с ней, как с инвалидом или жертвой. Давать ей какие-то привилегии… в связи с эти. Чем более требовательной вы будете, тем больше опоры ей будет давать.

  10. Снежана:

    Добрый день! У меня есть сын, ему 7 лет. Он учится в первом классе, и учится плохо. Помимо этого, он постоянно конфликтует с учителями и другими школьниками. Жалобы на него сыпятся каждый день. И каждый день он обещает, что больше не будет. В первые месяцы я думала, что он адаптируется и все наладится, но уже почти май, а проблемы все те же. Учиться он категорически не хочет, уроков не записывает и не делает. Заставить его невозможно. При этом задержек развития у него нет, он читает с 5 лет. Дома ничем не помогает. Любая просьба помочь или убрать за собой вызывает у него негативную реакцию — крик, обиду. Никого не уважает — учителя у него дебилы, на меня кричит и замахивается, из бабушки просто вьет веревки. Дедушка не хочет с ним общаться из-за его мерзкого характера. С уроками та же беда — если начать помогать ему с уроками, это будет крик и истерика сперва с его стороны, потом уже с моей.
    Помимо школы, сын так же не хочет ходить на другие занятия — он посещал творческий кружок, школьный хор и секцию карате. Все бросил, а мне надоело его уговаривать пойти на каждую тренировку. При этом в начале месяца, до оплаты, он говорит, что хочет ходить и обещает, что будет. Но попытки уговорить/заставить пойти на тренировку приводят к слезам и крику. Хотя после тренировок он очень доволен. Но мое терпение закончилось, и теперь он не ходит никуда.
    Совсем никуда, с развлечениями у нас тоже плохо. Его даже в магазин с собой взять нельзя — изноется «я устал! пошли домой!» или закатит истерику и будет орать на меня, если я не куплю то, что он хочет. А я не покупаю, я считаю, что поощрять нужно хорошее поведение, а не такое свинство.
    Мои родители по этой же причине перестали брать его к себе и мы теперь все время, пока он не в школе, проводим вместе. И я устала. Кажется, я уже перестала любить его, он крайне редко ведет себя прилично. Устала от жалоб в школе, от разбросанных вещей и игрушек, от мятых тетрадей, от мусора и остатков еды в рюкзаке, от грязной от еды постели, от того, что он не ценит ничего из того, что я для него делаю, от того, что он все время обещает и ничего не выполняет…
    К психологам мы ходили. Сказали, что можно попоить его каплями. Но разве это выход?
    Понимает он только одно средство — грубую силу. Начинает делать что-то, как только получит ремнем. Я попробовала, мне не понравилось, но это единственный рабочий метод воспитания.
    Я в отчаянии. Что делать?

    • Детский психолог:

      Снежана, вы столько лет взращивали этот сорняк и только сейчас заметили, что это такое на самом деле?
      Причем тут чтение в 5 лет и развитие вообще? Лучше бы он вам по дому помогал, чем вы его буквами шпиговали.
      Теперь он ЧТО, книжки читает? Или только буквы знает?
      Дело не в том, что вы сердитесь на него… а в том, что вы непоследовательны. Да и дед зря устранился от воспитания. Сначала, наверное, все умилялись каждой выходке чада, а потом удивляемся, к чему все пришло.
      Мне в общем понятны ваша безысходность и опустошение, но в таком режиме я вам помочь не смогу. У нас есть специальное пошаговое сопровождение родителей по скайпу… Стучите в почту.
      И да, я так и не поняла, почему вы до сих пор не сходили в неврологу. Нет, таблетки ваши проблемы не решат, но уровень истерик и агрессии снизят.

      • Снежана:

        Здравствуйте опять. Мне очень нравятся Ваши советы и рекомендации, я Вам, честно, почему-то доверяю.

        Сейчас ситуация у нас аховая. Я уже писала, что мой сын никак не адаптируется в школе, дети ему мешают, учителя у него дебилы. Ведет себя безобразно. Сейчас он во 2м классе обычной школы, где учится еще 27 человек помимо него и педагог говорит, что она просто не может уделять ему больше внимания, и я ее понимаю в этом. Недавно мне позвонила из школы классный руководитель и потребовала, чтобы я немедленно пришла в школу, тут полиция. Я пугаюсь, спрашиваю, что случилось, ответ «приходите и узнаете». Я спрашиваю опять, она передает трубку завучу, завуч говорит «если вам нужен ваш ребенок, вы придете в школу, если нет, мы сами с ним разберемся». Прибегаю, на меня нападает 2 человека из отдела по делам несовершеннолетних. Говорят, что я плохая мать, что я ненавижу своего ребенка, что все проблемы из семьи. Говорят, «мы вас поставим на учет, как неблагополучную семью». Оказалось, в мое отсутствие они уже поговорили с моим сыном, и он им рассказал, что я его бью. Они сделали вывод, что я неуравновешенная. А классрук сидела и поддакивала, что да, к 6му классу мой ребенок обязательно станет наркоманом.
        Но я его не бью, просто он любит рассказывать другим взрослым жалостливые истории о себе и фантазер еще тот. И не понимает, когда можно, а когда нельзя. Школьному психологу он тоже рассказывает ужасы и она на меня уже тоже нападала с заявлениями, что мой сын — самый несчастный человек на свете, а я — худшая мать.
        На следующий день бабушка (моя мама) сходила в школу и понаблюдала за ребенком. Пришла и говорит: «он у нас просто обнаглевший, иначе не скажешь. Никого не уважает и не слушается. Надо воспитывать». Осталось только понять, как. Так же мама отметила, что наш справляется с заданием быстрее всех и потом ему просто скучно, но учительница не дает ему дополнительных заданий, а требует, чтобы он просто сидел тихо.
        После этой ситуации с полицией я попыталась перевести ребенка в другую школу рядом с домом, но его не взяли — у них перенаполнение, и сложный ребенок им тоже не нужен. Завуч мне сказала: «судя по вашему рассказу, ребенок просто невоспитанный». Но мне все же хотелось бы сменить обстановку и попытаться с чистого листа и с другим педагогом, раз с этим отношения уже не сложились, хотя все говорят, что смена школы ничего не даст и дело в ребенке. Понятно, что в ребенке. Но что мне-то делать? Воспитываю одна, только собиралась выйти на работу на полный день — а тут такое. Перевести в платную школу я возможности не имею, нам бы на квартплату, продукты и школьные обеды хватило — и месяц удался. Как разбогатеем обязательно попрошусь на консультацию в скайпе. Заранее спасибо.

        • Детский психолог:

          Согласна с мнением зауча другой школы и с тем, что смена школы ничего не даст. Вы потянете за собой те же проблемы и туда. Основная задача — научить его играть детскую роль в семье, и роль ученика в школе. Это подчиненная роль, когда ребенок не главный. Он не принимает решений. И слышит взрослого с первого раза. Этого можно добиться разными способами. Например, системой поощрений и наказаний, решительными требованиями, родительским гневом.
          Вы знакомы со статей о готовности детей к школе… на этом сайте… Полистайте страницы, если до сих пор этого не сделали.

  11. Мария:

    Добрый день!Моему сыну 8 лет.Начал воровать деньги дома.Первый раз когда заметили,сильно отругала.наказала,объяснили,поговорили.разные примеры привела.что бывает за воровство.Деньги взял у свекрови из сумки и не маленькие.Очень разозлилась!Говорил что все понял,что больше не повторится такого.Но через неделю все повторилось.И опять у свекрови из сумки,даже не стесняясь.что она дома и вдруг заметит его.Как быть?Я не понимаю что с ним случилось.почему он так изменился,я такого никогда за ним не замечала.Боюсь за своего ребенка.А если у чужих начнет воровать.ему 8 лет и он прекрасно понимает что он делает.Подскажите пожалуйста,очень нужен ваш совет.Спасибо большое заранее…

    • Детский психолог:

      Маша, ситуация неоднозначная. Я не исключаю, что это системное семейное событие. Т.е. все нужно рассматривать шире, ваши отношения в семье, отношения отца и сына.
      Вообще, такое присвоение себе чужих вещей, может быть связан и с конкуренцией, и с желанием поднять статус, и с выражением агрессии. В качестве формы помощи — длительная игровая терапия/детский психоанализ с ребенком. Или работа с родителями — это возможно со мной по скайпу.

  12. Оксана:

    Добрый день, Ольга!
    Девочка, 10 лет. Полная семья, адекватные родители. Папа принимает дочь. Не носится с ней, так как занят на работе, но ласков, обнимает и целует дочь, интересуется её делами. Критика тоже присутствует, к сожалению, но в небольшой мере. Дело в том, что девочка увлекается мальчиками. В том смысле, что они ей нравятся. Из более старших классов. Разумеется, просто поверхностное, реакция на «красивость». Но немного беспокоит её маму,то есть меня. «Объекты» внимания меняются раз в полгода. Стоит ли тревожится? Как реагировать, когда она рассказывает про того, кто ей нравится и о своих чувствах, чтобы не травмировать и поддержать? Растеряна, признаюсь. Спасибо!

    • Детский психолог:

      Ну какие чувства, Оксана? Детские фантазии в лучшем случае. Вы хотите их выслушивать каждый день и полгода? И почему в этом случае нужна поддержка?
      А где общение со сверстниками? Гонять на велосипедах, купаться в реке, лазить в сад за яблоками, строить дом на дереве? Самое время просто так общаться с пацанами без вздохов.
      Загрузите ее домашней работой, чтобы некогда было «фантазировать». Можно еще обесценить «объект» парочкой едких замечаний. Как рукой снимет.

  13. Ольга:

    Добрый день! Такая проблема, сыну 8 лет, закончили 1 класс, в детский сад не ходил, по причине частых болезней. Хотя всегда были в обществе и с детьми. Дома в общении навязывает свою точку зрения и привык к вниманию. Успеваемость высокая, хорошо рисует, бассейн, есть ответственность и элементы заботы, внимателен к маленьким детям и животным, готов стоять, общаться уделять время (почему обращаю внимание, так как многие дети проходят просто мимо малышей, как будто их не существует)
    В школе с детьми сильно навязчив, цепляется за ребенка, пока тому не надоедает и он начинает ругаться и кричат что не хочет с ним дружить. Очень общительный и доброжелательный, за год передружил со всеми мальчиками, и в конце учебного года сложилась такая ситуация, что с ним вроде все общаются но не близко, и дружить не хотят, не приглашают на дни рождения. Сам сын считает, что его не любят и просит перевести в другой класс!!!! Сколько раз наблюдала, он играет с мальчиком, тот вроде тоже шутит, потом начинает отталкивать, а мой продолжает вести себя как будто с ним шутят, его отпихивают снова и снова. Прошу вас помочь мне разобраться… что это …пониженная самооценка? или непонимание границ личного пространства? Много раз пыталась объяснить, что дети разные, что нужно иногда уметь играть одному, и т.д. Боюсь, что у ребенка сформируется мнение о себе, как о каком то неполноценном, и то чтобы не мешать другим, не навязываться, что он всем мешает…. Есть ли какой то выход из ситуации, скоро второй класс, сильно переживаю.

    • Детский психолог:

      Ольга, я уже встречала тут в вопросах похожие ситуации, ребенок чуть меньше… но почти в один в один… Или вот также начало обучения в школе.
      Ну видимо, это проблема, когда ребенок со взрослыми на равных, а потом выходит в мир и мир ставит его на место… Не все только для него!… Вот и рассыпалась эта конструкция самоидентичности.
      И это драма, что не ходил в детский сад. НУ и что, что болезни? — А сейчас вы что наваяли?
      Ну нельзя вот так изолировать детей от мира.

      Не знаю, что делать… Пока… Стучите в скайп для пошагового сопровождения.

      • Ольга:

        Спасибо за ваш ответ. Изоляции не было. Может я неправильно объяснила, например, встречаем на днях двух мальчиков на площадке из класса, сын говорит привет, они молчат, спрашиваю в чем причина, мальчики отвечают, что он им ничего плохого не сделал, просто Вася(другой мальчик) сказал про него то-то и то… Получается в классе ситуация, что один подговаривает других не дружить.. мой в этих хитросплетениях не разбирается, как будто психологически дети старше моего. Насчет болезней, не все так просто, у меня старший ходил в сад и тоже болел, все равно ходил. А с младшим другая история, каждая вирусная, примерно 3 дня сада и месяц дома, заканчивалась ларингитом и крупом ночью, скорая, преднизолон и все такое, просто через год встал вопрос о прекращении попыток самими врачами. Мне нужно было продолжать водить в сад? Поверьте я и сама все понимаю, обратилась к вам как с специалисту в вопросах детской психики, вы не особо доброжелательны, извините за беспокойство.

        • Детский психолог:

          Ольга, посвящать ребенка в особенности мужских отношений… вводить в его мужскую группу… учить за себя постоять… чувствовать мужскую иерархию должен папа. У вас проблема с семейной иерархией — статус ребенка слишком завышен.
          Кроме того, важно чтобы ребенок обладал опытом общения в детской группе без вмешательства взрослых. Дело не в детском саде. Пусть это будет обычное уличное детство… но не тогда, когда вы везде водите его за руку.
          Маму вообще давно пора отодвинуть в сторону. Решительно. Вот секрет моей «недоброжелательности».

          • Ольга:

            Спасибо за ваш ответ. Но не всегда в семьях есть мужской пример, даже если и папа имеется, к сожалению…

            • Детский психолог:

              Оля, вот путь советов — он всегда непродуктивный. Всегда найдется какое-то НО… Хотя и с папой что-то можно сделать или просто шлифовать другие грани уверенности.
              Поэтому я предлагаю пошаговое сопровождение — консультацию по скайпу, где советов не будет… будет ваша активность и мой анализ ошибок… обсуждение и семейное приключение. Об этом есть заметка на главной — Вкус приключений. Кстати, сколько страниц тут вы прочитали?
              А вообще, я только что сделала статью по вашей теме. Она уже опубликована тут. Но вам ее будет мало. :-)

  14. elena:

    добрый день,хотела бы узнать,как правильно повести себя в следующей ситуации,у моей 8!летней дочки есть подруга,в последнее время я замечаю у неё нечто вроде зависимости от этой подруги,Камилла,так зовут мою дочку,ждёт с нетерпением с ней встречи,после школы,она полностью настроенна только на это,и если попытаться её отвлечь от этого процесса,она раздражается,и ещё она стала закрываться сама в комнате,с подругой они очень разные,моя!нежный,спокойный ребёнок,а её подруга-девочкагрубоватая,с замашками лидера,она неплохая,но другая.может где-то они и дополняют друг друга,Каммилына подруга-собственница,и требует к себе много внимания,а когда они играют на площадке,где много детей,и есть желающие подружиться с Камиллой,она их просто отодвигает,чтобы моя игралась только сней,причём иногда это происходит в очень некрасивой форме,а ещё моя стесняется есть,и делать,то что любит,и полностью отказывается от своего Я,потакая ей во всём,мне кажется,что она не уверенна в себе,хотя я ей всегда говорю,что она-лучшая,и чувствует защиту и покровительство в такой сильной подруге.скажите,как мне себя вести,как укрепить уверенность в себе,если,конечно дело в этом,спасибо за помощь,с уважением-Лена

    • Детский психолог:

      Лена, надо просто расширять круг общения. Отправить дочку на время в другое место, чтобы она переключилась, приглашать других детей к себе. Сменить детскую площадку.
      Она потому и чувствует защиту той подруги, потому что та ей не потакает во всем. Задает границу безопасности, которой нет в ваших отношениях.
      У нас появилась статья на эту тему, на сайте… об уверенности ребенка. Смотрите в разделе СТАТЬИ.

  15. Кристина:

    Добрый день,

    будьте добры, подскажите, пожалуйста, моя дочка — 6 лет не переносит успехи других детей, плачет, когда хвалят кого-то другого, а не ее… Я понимаю, что скорее всего это связано с большим вниманием, которое мы оказываем ей в семье и что она привыкла, когда хвалят ее. При этом мы стали замечать, что она пытается избегать ситуаций, в которых она может проявить себя не в лучшем виде. Например, отказывается рассказывать стихотворение при других….
    Подскажите, пожалуйста, какое поведение мы должны сейчас в семье выработать по отношению к этой проблеме, чтобы ее минимизировать, учитывая, что через год дочка пойдет в школу.
    Как сейчас следует поступать?

    Заранее спасибо!!

    • Детский психолог:

      Кристина, здесь в разделе статьи как раз появилась статья о детской уверенности… Вы можете сориентироваться в ситуации на примере этого текста…
      Для моего пошагового сопровождения — стучите в почту.

  16. Наталья:

    Добрый вечер! Моему сыну 7 лет , пойдёт в первый класс, но вот такая проблема: играет со спичками, поджигает бумажки, дело дошло до пожара, но потушили во время , разговаривали с ним, объясняли, что спички это не игрушка, о вреде огня и всё , что этим связано, но к сожалению наши объяснения не дали результатов. Как быть в этой ситуации?

    • Детский психолог:

      Я бы порекомендовала вам курс длительного психоанализа. Бывает, что стремление все поджигать, может быть связано с внутренней агрессией. Опять же, если он не слышит ваши объяснения, то пора уже переходить к наказанию. А ситуация с пожаром — он там тоже отделался только разговором с вами? — Напрасно вы так либеральны, когда речь идет о жизни других людей и самого ребенка.

  17. ольга:

    моему сыну 6 лет начал ходить в нулевой класс,и началась проблема,никак не могу оставить одного в классе,нужно чтоб я сидела с ним,уже неделю проходим адаптацию,сижу с ним на уроке,даже в коридор не отпускает стоять,начинается истерика,уже и беседовали с ним,вроде соглашается,приходим в школу,и опять всё ,учителя уже не разрешают сидеть,что делать я уже незнаю,помогите пожалуйста

    • Детский психолог:

      Это такая адаптация?… я вообще удивлена, что вам разрешали сидеть в классе… Мальчику, что, два года?… И в два года лучше вручить ребенка воспитателю и сразу уйти.
      Чем больше вы внимания уделяете «адаптации» — тем хуже получается. Вот это и есть золотое правило.
      Стучите в почту для пошагового сопровождения по скайпу — тут скорее вообще запущенная ситуация процесса отделения ребенка от матери. То, что должно было состояться в три года, вы решили сделать сейчас.

  18. Добрый день!Меня зовут Алёна,я из г. Обнинска,моему ребёнку 8 лет,он школьник 2-го класса!Я полностью потеряла контроль над поведением ребёнка,у меня сын жутко рассеянный,не внимательный,ничего не запоминает в школе….в принципе он с детства такой,но становиться всё хуже и хуже…сдаётся перед трудностями,не хочет работать над поставленной задачей…всё это приводит к постоянным моим срывам…и психологическим и физическим….не могу ничего объяснить своему ребёнку,т.к. он перебивает постоянно,не слышит что ему говоришь,а так хочется поговорить с ним по душам,всё-таки сын уже не маленький…а я привыкла что он всё равно не поймёт….Виню себя когда отхожу от конфликтов,что так нельзя поступать,но делаю каждый раз-выхожу из себя…не могу себя контролировать,постоянно распускаю руки на своего ребёнка,причём по всем местам на теле и по голове,чтобы думать начинал мозгами…а потом жалею и плачу,понимаю что делаю ещё хуже,но не могу себя контролировать и держать в руках!Каждый день стрессы что у меня,что у ребёнка,меня раздражает его поведение…я понимаю,но ничего поделать не могу,т.к. ребёнок всё понимает через БИТЬЁ…Мне порой самой страшно за это….Помогите пожалуйста,у меня прямо крик души из-за моих постоянных срывов,я не знаю что мне делать,я люблю своего ребёнка,он желанный…Заранее спасибо огромнное

    • Детский психолог:

      Алена, есть три пути — прочитать все заметки и статьи на этом сайте и пробовать что-то изменить.
      Посмотреть видеозаписи летнего семинара — там 6 часов на школьную тему и по поводу того, что вы упустили раньше в 3-4 года. http://det-psi.ru/video-zapisi-nashego-letnego-seminara-dlya-roditelej-na-shkolnuyu-temu/
      Все-таки постучаться ко мне на консультацию по скайпу для пошагового сопровождения. det-psi@yandex.ru

  19. Анна:

    Здравствуйте! Моему сыну 8 лет, пошел во 2-ой класс. С некоторого времени стал бояться ходить на дополнительные занятия (кружки), хотя до этого ходил уже 3года и ему очень нравилось, мы его не заставляли.Начинаются слезы, истерики. Когда спрашиваю, что происходит, он говорит -«Не знаю.» В школу ходит нормально, занимается неплохо. Заранее спасибо.

    • Детский психолог:

      Аня, я думаю вы и без меня как-то разрулите эту ситуацию. Если вы считаете, что ему нужно ходить на эти занятия — значит он ходит. Возможно, ему хочется побегать на улице, вот он и придумывает отговорки. В этом случае решение все равно принимаете вы.

  20. Евгения:

    Здравствуйте!Моему ребёнку 7 лет,пошёл в первый класс и появились трудности.Ни чего не хочу,хочу домой,я не умею и т.п.У нас есть некоторые симптомы аутизма,но комиссия после сада нас определила в общеобразовательную школу.В саду первый год была такая же проблема,но когда на другой год перевели в другую группу,все делал,на занятиях сидел,ходил в сад с удовольствием.Сейчас учителя настаивают на переводе на домашнее обучение,а я переживают.Нам говорили,что ему нужно как можно больше находиться среди детей,людей.Как мне быть?У меня сейчас состояние полного отчаинияначинается дипрессия и до учителей достучаться не могу,они меня не слышат.Говорю,что он долго адаптируется(дольше чем все дети),что у него есть комплекс неуверенности в себе.Дома он занимается хорошо,но в школе…что мне делать?Подскажите пожалуйста!Боюсь,как бы мне самой скоро помощь психолога не понадобилась с этими проблемами!Заранее большое спасибо!

    • Детский психолог:

      Лена, я знаю многих детей, которые долго адаптируются… Да почти все первоклассники еще находятся в зоне адаптации — еще даже сентябрь не закончился. Неуверенность в себе — это не повод не посещать школу. Что за странные идеи? Конечно же ходите в школу и общайтесь.
      У нас кстати тут есть статья о развитии уверенности — http://det-psi.ru/stati/semejnye-sekrety-uverennyx-detej/

  21. Ольга:

    Здравствуйте! Моему ребенку 6 лет, пошел в школу. Проблема вот в чем (может, и не проблема): очень любит нюхать волосы. Подойдет, попросит понюхать и бежить дальше играть. Стала замечать, что и другим взрослым тетям, находящимся с ним, тоже нюхает волосы. Часто ни с того ни с сего просит меня обнять его и спрашивает, люблю ли я его. Внимания ему уделяю достаточно: перед школой бросила работу, занимаюсь им. Он очень маменькин сыночек: обнимается, целуется, нежный такой, ласковый, чуть что, сразу бежит к маме. Если что-то прошу сделать, сразу вопрос «А ты мне поможешь?». Старшим мужчинам в семье кажется, что мальчик должен быть прежде всего мужчиной, и они дрязнят его за это.

    • Детский психолог:

      Ну и зачем вы бросили работу, Оля? Вот точно могу сказать — чем больше внимания, когда все только для ребенка, тем хуже результат. И почему мужчины в семье до сих пор не сделали то, что должны были бы сделать.
      А «запах волос» — я бы отнесла к последствиям излишней эротизации отношений с ребенком. Да, а где ваш мальчик спит?

      • Ольга:

        Засыпает в своей кроватке, но ночью приходит к нам с мужем

        • Детский психолог:

          И куда только смотрит ваш папа?

  22. Алла:

    Здравствуйте, Ольга! Очень нравится ваш сайт и ваш подход к воспитанию детей! Вот в чем проблема, у меня сын 6 лет довольно веселый парень, общительный, физически и интеллектуально хорошо развит. И я стараюсь воспитывать его строго и справедливо, не обижать других , дружить со всеми и т.д. Но вот в чем проблема, дети моих друзей совсем не так воспитаны: могут и подло поступить и вредничать и обзывать, мой сын, конечно, старается не давать себя в обиду, но их поведение слишком противоречит тому, чему я учу го. И я в сметении что делать: неужели тоже учит отвечать вредностью и подлостью, а то вырастишь хорошего парня, а он потом будет в проигрыше по жизни из за того что мама учила быть чесным и добрым. Как все это правильно объяснить ребенку? И какую линию поведения выбрать? С детьми на секции и в детском саду находит контакт быстро и легко, со взрослыми не так быстро , но тоже нормально.

    • Детский психолог:

      Спасибо, Алла… :-)
      Думаю ребенку важно получить разный опыт в детстве, в том числе и хитрость, и вредность… точно уметь подраться, если нужно. Не согласна, что стоит дружить со всеми. И вы еще можете выбирать для него друзей или как-то влиять на тех, что есть.

      Дополнительно к теме «вашего возраста». У нас летом был интенсив по теме: Ребенок идет в школу… здесь информация о видео-записях:
      http://det-psi.ru/video-zapisi-nashego-letnego-seminara-dlya-roditelej-na-shkolnuyu-temu/

  23. Ольга:

    Здравствуйте,моему сыну 7,5 лет. Он ходит в первый класс. Ребенок абсолютно не хочет общаться с детьми, даже знакомиться с одноклассниками. С рождения его окружают дети друзей — его сверсники, но и сними играет без энтузизма. Посещает музыкальную школу, где ему больше нравятся индивидуальные занятия, чем групповые. В спортивную секцию холит второй год, но до сих пор не хочет знать как имена детей с которыми тренируется. Любит конструкторы ЛЕГО, может сидеть с ними часами. Очень обидчевый, мгновенно появляются слезы, которые он прячет. Ребенок развит, читает быстро, считает, занимается английским языком. Очень переживаю за него. Хочется помочь ему наладить общение со сверсниками. Подскажите как быть?

    • Детский психолог:

      Оля, так бывает тех случаях, когда ребенку в семье уделяют слишком много внимания, он в статусе местного «божка», которому бесконечно поклоняются все, а особенно бабушки и дедушки. Родители специально планируют время только для него и для его развития…
      И тут ребенок выходит в мир… а там оказывается… таких «божков» ну очень много…

      В общем — ко мне на консультацию по скайпу можете стучать. Сами не справитесь. Нужно серьезно перестраивать структуру семейных отношений…

  24. Диана:

    Здравствуйте! Дочери 6,5 лет. В этом году пошла в школу. Посещает тренировки по художественной гимнастике и фигурному катанию. Ходит на курсы английского языка. В спортивную секцию записали из-за того, что она с 2 лет (с тех пор как пошла в садик) болела, не выздоравливая, месяцами. Посещая тренировки с 4 лет, болеть она перестала, выправилась осанка. Но водили ее туда с боем каждое занятие 2 года. Даже приехав в спортзал, она могла простоять всю тренировку и не заниматься. Мы очень устали от ежедневной борьбы с дочкой, но продолжали водить в надежде, что она привыкнет. Более-менее удалось ее настроить, и сейчас, в течение уже месяца, она ходит на тренировки нормально: когда с удовольствием, когда спокойно, иногда без желания (в основном по утрам), но без сопротивления. Тренер отметила, что у нее произошел «прорыв в сознании». Зато в школу она поступать не хотела, несмотря на то, что ходила в прошлом году на дошкольные курсы, куда дочку записали по ее просьбе, и умеет читать, писать, отвечать у доски. Ходит на уроки без желания, ненавидит продленку. По словам учителей ведет себя, как в садике, лежит на парте, не выполняет задания. Дома тоже наотрез отказывается выполнять домашнее задание. На курсах английского занимается с удовольствием, но домашнее задание выполняет выборочно: песни, игры с диска, который выдали на курсах, делает, но писать в тетради не хочет. Большие проблемы с порядком в ее комнате. Очень быстро комната превращается в хаос, а уговорить убраться невозможно. Убирать сразу вещи на места отказывается. Когда раздевается, одежду бросает на пол. Поднять с пола и положить на полку не соглашается. В общем-то, сопротивления во всем — это у нее практически с рождения. Сейчас прибавились фантазии и ложь. Любые сборы куда-то или попытка ей помочь что-то сделать превращаются в ссору. Сначала она всему сопротивления, потом, когда ее оставят в покое, умоляет о помощи, как в театре. Я понимаю, что у нее большая нагрузка и очень мало времени на все. Ситуация усугубляется тем, что много времени уходит на упрямство. Можете ли вы подсказать, как правильно организовать ее день, чтобы она имела желание заниматься? Как ее правильно мотивировать для выполнения домашних заданий? Как научить ее сотрудничать, а не сопротивляться? Как нам обрести ее доверие? Заранее спасибо за ответ!

    • Детский психолог:

      Диана, да какое там «сотрудничество»… О чем вы? Это со взрослым, зрелым, социальным человеком можно сотрудничать.
      А вы ориентацией на странные ценности — вознесли девочку на незаслуженный пьедестал… а теперь не знаете, как ее снять с императорского трона.
      В вашем случае — только решительно свергнуть.
      Помимо всего — она не готова психологически к школе, потому что не умеет играть роль ученика и ребенка, не видит социальных границ между ребенком и взрослым.
      У нас есть статья — http://det-psi.ru/stati/rebenok-skoro-idet-v-shkolu/
      И видео-записи занятий для родителей…http://det-psi.ru/video-zapisi-nashego-letnego-seminara-dlya-roditelej-na-shkolnuyu-temu/
      Но в вашем случае — это только пошаговое сопровождение — консультация по скайпу http://det-psi.ru/recepty-dlya-roditelej/kvest-dlya-roditelej/

      • Диана:

        Ольга, большое спасибо за ваш ответ и прямолинейность! Начали «дворцовый переворот». Первый результат появился в первый же день. Сейчас даем дочке четкий план, по которому она должна действовать, если у нее есть предложения или дополнения обсуждаем, но окончательно решение принимаем мы, родители. По-моему, ей это даже нравится, она гордится выполненными «заданиями». Единственно, пока еще очень сильно отвлекается, забывает что делает на ходу, поэтому пока контролируем, напоминаем. Стала делать уроки, хотя еще не каждый раз. Математику самостоятельно — любимый предмет. По письму сложилась игра: она пишет буквы, мы находим в строчке самые красивые и правильные и подчеркиваем их. Если ни одной правильно написанной в строке не окажется, дорисовываем строчку на поля и она пишет еще буквы, пока не получится. Удивительно: сейчас прибегает и просит еще дорисовать ей строчку, даже если есть нормальные буквы. Говорит, что хочет сделать еще лучше. Сейчас изменила ей порядок перед сном. Теперь сначала она мне читает книгу, потом уже — я ей. Даю пока короткие рассказы. Раньше она 2 предложения с трудом дочитывала и отказывалась дальше читать наотрез. Сейчас ворчит до половины рассказа, но читает: ведь впереди обещанная мной сказка, а с середины увлекается и уже бодро читает, даже с выражением, хоть и по слогам. Чувствуется, что каждое хорошо оконченое дело делает ее более уравновешенной, аккуратной, собранной. Похоже, у нее появляется чувство удовлетворения собой. Вчера учительница с продленки сказала, что довольна тем, как дочка занималась и вела себя на последнем занятии. В общем, пытаемся вырабатывать у ребенка терпение, регулярность, самостоятельность и уважение к старшим. С порядком в комнате пока ничего не придумали. Предполагаю, что пока сама с этим не справится — нет опыта. Спасибо, что направили нас и вдохновили!

        • Детский психолог:

          Да, Диана… социальные границы действительно дают мгновенный результат… почти чудесный…
          Посмотрите тут еще заметку на главной: Главный секрет уверенных родителей http://det-psi.ru/zapis-2/

          Ну и мое предложение — видео-занятия по готовности к школе — в силе. Там много разных граней и нюансов. Наверняка найдете ответы на неожиданные вопросы.

  25. Юлия:

    Здравствуйте,
    Моему сыну 11. Уже более полгода мы посещаем психолога. Причиной тому стойкая неуверенность в себе, страх перед самозащитой и несамостоятельность. Психолог сказала, что поцесс будет не быстрым и надо набраться терпения. Сын легко идет на контакт, понимает весь смысл происходящего, но уже прошло почти 8 месяцев, а результаты малозаметны. Всвязи с тем, что я не имею никакого опыта общения с психологом, я не знаю как скоро должны начаться перемены. Наша психолог сказала, что встречи должны быть еженедельные, но ведь прошло уже столько времени, да она и сама говорит, что он очень открытый мальчик… В общем, муж считает, что пора это завязывать, а я боюсь, что если прервать встречи, то получится что все было зря. Да он стал более самостоятельный, да научился говорить «нет» друзьям, но это в общем и все. Мой вопрос можно ли прирвать работу психолога и какие могут быть последствия. Спасибо.

    • Детский психолог:

      Я не знаю, в каком стиле работает психолог с вами. При встречах раз в неделю — вряд ли возникнет выраженная эмоциональная зависимость от подобного общения. Это единственный побочный эффект, который может возникнуть, если вы завершаете отношения.
      Здесь есть статья об уверенности — познакомьтесь с ней для начала: http://det-psi.ru/stati/semejnye-sekrety-uverennyx-detej/

      И потом, почему ваш папа не займется этим вопросом лично, а полагается на женщин в воспитании сына.
      У нас есть форма пошагового сопровождения родителей: http://det-psi.ru/recepty-dlya-roditelej/kvest-dlya-roditelej/

      • Юлия:

        Спасибо большое. Вроде сильной эмоциальной зависимости нет. Ему просто нравится к ней ходить. Правда она настаивает на том, что ему не хватает именно моего внимания, а не отцовского. В любом случае, спасибо большое за ответ

        • Детский психолог:

          То есть зависимость все-таки есть, но о динамике сказать ничего нельзя.
          Я не об отцовском внимании, Юля, а о том, что сына должен воспитывать папа. Через папу должна прийти та самая уверенность.

  26. Я воспитываю внука одна с 4 лет.дочь умерла.а зятю он не нужен.Внук все это видит пони мает и отца ненавидит.Сейчас ему 8 лет он учится во 2 классе.Учится на 4 и 5 но повение меня беспокоит иногда бывает раздражительным невнимательным и с безобразным поведением поведением.Взрослые его ругают кричат у него иного стали дергаться щеки и глаза моргать.Мне 63 года я не знаю что мне делатьПомогите мне..

    • Детский психолог:

      Люба, нужно просто быть главной и взрослой в отношении с ребенком. Последовательной и требовательной. Если он не уважает вас, он не уважает и других взрослых.
      Начните с консультации у врача-невролога. Думаю, вопросы внимательности можно решить частично с помощью таблеток. Другой путь — учить его тщательно выполнять домашние обязанности. Он вам помогает по дому, или вы растите социального инвалида?

  27. Виктория:

    Здравствуйте! Девочке 6 лет , пошла в первый класс. Всё ей нравится, находит общий язык со всеми. Но в школе появилось что-то интересное, чего не было в садике — можно покупать в столовой конфеты, выпечку, соки. Она стала постоянно просить деньги, и если ей отказываешь, говоришь, например. что мама еще не получила зп — она впадает в истерику, в лучшем случае просто долго плачет, мол все девочки покупают и я хочу. Подскажите пожалуйста, как не упустить этот момент клянчить деньги, как объяснить, чтоб она поняла. Чтобы в более старшем возрасте не требовала.Мы сами вынужденные переселенцы с Донецка, лишних денег нет и тем более она не умеет ими пользоваться:дала денег на три дня на булочки — она проела за день. Спасибо.

    • Детский психолог:

      Значит самое время учить, Вика, тому, как надо обращаться с деньгами. Даете деньги только на один день и на одну булочку. Да и вам самое время рассердиться в ответ на неуместное огорчение. Я как-то не могу понять, почему вы в вашей затруднительной ситуации находите ресурсы, чтобы лелеять ее капризы.

  28. Снежана:

    Добрый день!
    Мой ребенок учится во 2м классе, и поведение его оставляет желать лучшего (оценки тоже). Начал ходить к школьному психологу. Она вызвала меня к себе. На приеме я спросила, правда ли, что ребенку сильно не хватает отца, она подтвердила. Отца ему мне взять неоткуда, но у меня сохранились фотографии — когда сын был еще младенцем, его отец пару раз держал его на руках. С младенчества сын отца ни разу не видел (тот пропал, алиментов не платит). Так вот, психолог сказала, что снимки нужно обязательно показать ребенку. А я боюсь. Чем это может обернуться? Мне с ним и так очень тяжело — поведение плохое, дневник весь красный, домашнее задание не записывает и не выполняет, уроки срывает. При этом мы с ним совершенно одни — я даже отдохнуть от него не могу. Я больше не могу с ним ругаться не тему несделанных уроков или неубранного стола — сердце болит, голова кружится, в глазах темнеет и все расплывается. Мне физически плохо от моего ребенка. Я не понимаю, почему он так ведет себя, а психолог сказала, что он просто одаренный и это нормальное поведение для таких детей. Закрыть глаза? Но он ничего и не будет делать. А заставлять я больше не в силах. Система поощрений не работает — он ждет поощрения, ничего не сделав, или начинает ставить условия, сколько и чего я должна ему дать, если он сделает что-то.

    • Детский психолог:

      Согласна, что нужно дать ему «отца», хоть какого-то.
      Система «только поощрения» — это откровенно гнилой метод: завышенная самооценка у ребенка, не умение справляться с трудностями и т.п.
      Стучите мне в почту для серии консультаций по скайпу… У нас есть пошаговое сопровождение родителей. Да, будем говорить о типичных родительских ошибках в использовании поощрения и наказания.

  29. Екатерина:

    Здравствуйте, моей дочке 7 лет. Когда я ходила беременной, то мне поставили ошибочный диагноз пороках в развитие, который не подтвердился, но были мысли об аборте. С этим психолог связывает эмоциональное состояние моей дочери. Хочется услышать Ваше мнение и предложения по выходу из ситуации. С младенчества дочка очень привязана ко мне физически и эмоционально. Когда была маленькая висела на мне день и ночь. С 2 лет постоянно случались истерики на запрет чего-либо с киданием на землю валянием по ней, царапанием себя и т.д. в любом месте в любое время. Сейчас такое тоже случается только намного реже. Спокойствие не помогает прекратить истерику. Боится находиться одна, боится очень боли. Ноет по каждому поводу. Очень любит общение с людьми и поездки, развлечения. Сделает скандал из нечего. Несмотря на то что любит меня мужа и брата (сыну 12 лет), доводит до белого каления. Перед сном навязчивые фразы, типа пожелай мне спокойной ночи (будет говорить пока не скажешь). Как лучше себя вести с ней и чем может быть вызвано такое поведение?

    • Детский психолог:

      Я бы не стала все трудности с ребенком связывать с вашими мыслями во время беременности. Все эмоциональные трудности: истерики, страх оставаться одной — это вполне себе «социальный навык». Другими словами, вы создали такие условия, когда истерики возможны. А навязчивые фразы и просьбы —
      это уже следствие чрезмерного слияния мамы и ребенка. Поэтому основная стратегия — разделяться.
      Ребенок ходит в детский сад? Мама работает? Это самый простой и естественный способ отделения. Кроме этого — гнев, как подлинная эмоция и эмоция. Поэтому вам важно демонстрировать ваш гнев в ответ на приступы детской ярости (истерики и т.п.). Собственно, работа с детским гневом — это один из фокусов работы психолога. А идеи о мыслях во время беременности — как-то не очень профессионально. Ладно то была бы какая-то желтая пресса…
      Несколько заметок на эту тему на главной этого сайта:
      http://det-psi.ru/roditelskij-gnev-pravednyj-i-svyashhennyj/
      http://det-psi.ru/strashnye-fantazii-o-mame/

  30. Елена:

    Здравствуйте!Мой сын 8лет учится во 2 классе, ребенок гиперактивный, частые замечания по поведению были и в 1классе, но мы справлялись с этим, с началом этого учебного года как то тяжело давалась учёба, но четверть закончили на 4 и 5, во второй четверти стал заниматься лучше и легче усваивать материл, иногда бывают замечания по поведению. Но огромнейшая проблема у нас на уроках физкультуры, в этом году у них новый учитель, и вот начались наши проблемы с поведения, после каждого урока учитель физкультуры жалуется на поведение моего сына и некоторых др. детей. Я конечно понимаю учителя, и усердно принимаю меры: разговариваю с сыном, объясняю что так нельзя себя вести и т д., иногда и ругаю даже, вообщем ни по хорошему, ни по плохому, у нас не получается, я выбилась из сил, с учителем физ-ры разговаривала в присутствии сына, выслушивая жалобы, но ничего не изменилось, каждый урок замечания.Как быть в данной ситуации что можно ещё сделать не знаю. Думаю что у сына пропал а может даже и не появился интерес к этому уроку, т.к кроме упреков в школе и дома, он ничего не слышит.За плохое поведение дети весь урок сидят на лавочке, с детьми не проводятся никакие игры , только упражнения по шк. программе. Естественно оценка по физ-ре 3 и выше уже точно не будет.Когда я разговариваю с сыном он все понимает и обещает вести себя хорошо, но что происходит на уроке я не знаю. Может Вы подскажете как нам быть? т.к от моих бесед с ребенком никаких результатов.

    • Детский психолог:

      Лена, могу сказать то же, что и все остальным. Беседы и уговоры — это совершенно ничкемный способ изменить ситуацию, когда ребенок не чувствует социальных границ. Так все и будет, пока вы по-настоящему не рассердитесь. И перестанете искать изъяны в уроке физкультуры. Учитель не обязан развлекать вашего ребенка. А возможность поиграть в уличные, подвижные игры со сверстниками должна быть где-то еще, а не только на уроке физкультуры.
      Потом, в процессе игры на физ-ре дети, которые плохо контролируют себя — могут быть просто опасны.
      Все, что хочет сказать вам учитель, как правило, имеет отношение к умению вашего ребенка играть роль ученика.
      Об этом есть статья на сайте: http://det-psi.ru/stati/rebenok-skoro-idet-v-shkolu/
      А также видеозаписи интернет-занятий для родителей: http://det-psi.ru/video-zapisi-nashego-letnego-seminara-dlya-roditelej-na-shkolnuyu-temu/

  31. Наргиза:

    Здравствуйте! Сыну 9 лет, сегодня меня очень напугал. Утром перед школой случилась истерика, плакал взахлёб что скучает. Оставила дома. Вечером перед сном та же ситуация. Не понимаю, дело в том что я в данный момент сижу дома и наоборот больше времени провожу с детьми, чем раньше когда я работала. Он у меня средний ребёнок, есть младший сын 4 года и старшая дочь подросток. Возможно ему уделяю меньше внимания , чем им. Если это дефицит внимания то как это исправить? Заранее спасибо.

    • Детский психолог:

      Вообще, мальчиком такого возраста должен заниматься папа. У ребенка должны быть семейные обязанности… Это чтобы меньше страдать и больше делом заниматься. Ну и мальчишеские компании и игры. Вот и все секреты полноценной жизни пацана девяти лет.

  32. Ирина:

    Здравствуйте! Я взволнована происшествием: дочь (почти 9 лет ) случайно зашла на порносайт и провела там около 30 мин. Мультик про Барби хотела посмотреть. Я заметила ее странное поведение (пряталась со смартфоном), на мой вопрос ответила, что смотрит плохое, там голые женщины. Я забрала телефон, она сделала больше 40 переходов по ссылкам с отвратными картинками. Я была в ужасе! О сексе я с ней раньше говорила , она знает о физиологии понятное для ее возраста, кроме описания процесса. Я ее не наругала, сказала, что понимаю, что это вышло случайно, что отношения мужа и жены другие, не такие, как на картинках, что она может спросить меня обо всем, что ей хочется узнать и я ей честно отвечу. Она сказала, что не знает, что спросить, пока что закрылась. В целом поведение теперь обычное, тот же ласковый ребенок. Она очень чувствительна и склонна к тревожности. Теперь переживаю, надо ли самой начать разговор, чтобы донести всю информацию в правильном свете, или она еще мала для всех подробностей. Боюсь спровоцировать ненужный интерес. Как мне себя вести?

    • Детский психолог:

      Попробуйте слегка разгрузить эту ситуацию, купив «в дом», книгу о сексе которая рассчитана на детей ее возраста. Пусть себе листает страницы. Книгу лучше предлагать «незаметно», просто положив на полку.

  33. Ксения:

    Здравствуйте! У меня сложилась такая ситуация. У меня есть ребенок, мальчик 7 лет. Сейчас учится в первом классе. Я воспитываю ребенка одна, то есть без участия отца. (есть бабушка и 2 дедушки). Всегда старалась его не сильно баловать, в меру «пряников» но и без «кнута» не обходится. Рукоприкладством я никогда его не воспитывала. Только слова, наказания, объяснение ситуации почему можно а почему нельзя.
    С 6 лет ходит на вечерние занятия 2 раза в неделю англ. яз, математика и русский язык.
    С 7 лет дзюдо (3 месяца)
    В садик пошел с года.
    Так вот, в школе учится очень хорошо. Можно сказать один из лучших в классе. Всегда правильно все делает, отвечает, не ленится делать домашние задания. Но в поведением в школе беда. С одной стороны, ничего ужасного он не делает, но он делает всякие глупые мелочи, которые валятся одна на другую, из за этого меня уже 3 раза с начала года вызывали в школу. Было только 2 серьезных на мой взгляд случая, это один раз он подставил подножку мальчику и тот упал, и второй раз «ему сказали» облить водой мальчика, что он и сделал. Все остальное это — накалякал на пенале у одноклассника, оторвал уголочек листочка от чужого рисунка, находился рядом и смеялся, когда другой ребенок забросил мокрую туалетную бумагу в окно класса и т.д. А еще может не слушаться на уроках. Ему что то говоришь, а он не обращает внимания. Просто не слушается. И Это почти на всех предметах. Я уже просто не знаю что делать, с одной стороны, он мальчик активный, непоседа, ему трудно сидеть на месте, он активничает, но он не думает когда что то делает. Сейчас он наказан, уже неделю без телевизора и без телефона, но все равно случилась опять ситуация… Школа ограждена забором, кто то проделал там дырку, и мой ребенок с еще одним мальчиком, вылезли через эту дырку (пошутили так), это увидел учитель физкультуры и конечно рассказал классной. Теперь и за это я выслушала. И он это сделал, зная что нельзя и уже будучи наказанным. Друзья у него в школе есть, он лидер можно так сказать. Все ходят «за ним» (слова учителя) Это хорошо, и учитель говорит что это хорошо, но ведь можно направить это на хороший лад, а не на всякие глупости. Кстати, он не драчлив, первый в драку лезть не будет, нарываться на драку -Нет. Но если кто то начинает, то в сторону не уйдет. В садике проблем таких не было. Да тоже делал какие то не обдуманные поступки, но мне никогда не жаловались на него. Может пару раз в год. Кстати, в школе, тоже может вести себя хорошо, месяц никаких записок или звонков, даже наоборот, приносит записки о хорошем поведении, но потом раз, и каждую неделю по 1-2 случаю. Я уже не знаю как бороться, как наказывать ребенка когда он УЖЕ наказан но опять сделал что то? Я понимаю что отчасти есть и моя вина по поводу рамок поведения, что то, что он может начать баловаться на уроке и не слушаться когда ему делают замечания, тоже отчасти моя вина, потому что это те самые границы, которые я плохо ему выставила. Как исправить ситуацию? Заранее спасибо!

    • Детский психолог:

      Ксения, ситуация не настолько невинная, как вы хотите мне об этом рассказать.
      Вопрос не в детских шалостях. Это действительно может быть забавным.
      Проблема в том, что он не чувствует границу между ребенком и взрослым, не может на пару шагов вперед прощелкать результат своих действий и да, он не знает, что такое наказание. Т.е. по-настоящему никогда не встречался с последствиями собственных действий…
      Замечу в который раз, что объяснения — этот самый гнилой метод. Он никогда не работает с детьми-дошкольниками.
      Я могу сопровождать вас пошагово по скайпу. Результаты будут уже через 3 дня.

  34. Елена:

    Здравствуйте! Cыну 8 лет. На уроке он нарисовал странный чертеж. Задание было нарисовать четырёхугольник с одним прямым углом.Сын умеет чертить, знает отлично все фигуры, довольно хорошо учится. Но он начертил фигуру с 16 углами, очень быстро и ровно , учитель был в шоке и посоветовал обратиться к психологу. Можно ли мне Вам выслать этот рисунок для консультации?

    • Детский психолог:

      Лена, вообще не вижу проблемы. Причем здесь рисунок к задаче и психолог?

  35. Мария:

    Добрый день! Мой сын в этом году пойдет в первый класс. Детский сад посещал с трех лет, но с большой неохотой, часто болел, с детьми общался тоже неохотно, хотя с интересом наблюдал за ними со стороны. При этом в занятиях и играх был активен, без лишней робости. Но вот детей чаще всего сторонился, играл, конечно, с ними, но закадычного приятеля не завел.
    Сейчас ходит на курсы адаптации к школе, но и там пока ни с кем не познакомился ((
    Отчего так может происходить и чем я могу ему помочь? очень переживаю за сына.

    • Детский психолог:

      Так бывает, Маша, если ребенка боготворят в семье, приходят в восторг по поводу любого его действия или фразы, часто общаются с ним на равных (т.е. завышают его статус), он обращается ко взрослым по имени. А весь мир он как бы живет по другим законам, где «ваш» ребенок не является центральной фигурой всеобщего почитания.
      Ну и если возможно, отложите обучение в школе. Для того чтобы завести друга, нужно общаться со сверстниками без взрослых, иногда сильно поссориться, потом подружиться…

      • Мария:

        Спасибо за ответ! А где можно «завести» друга? сейчас нет дворового общения, как в моем детстве… А в саду и спортивной секции, куда ходит сын, пока не удалось ни с кем подружиться.
        Сын скорее робеет перед сверстниками, ему трудно сделать первый шаг в общении.
        Что конкретно я могу сделать, чем помочь?
        Спасибо заранее)

        • Детский психолог:

          Маша, общение с мальчишками предваряется общением с папой, где есть мужские ценности, ритуалы, потасовки.
          Попросите воспитателя уделить внимание его интеграции в детскую группу. Это просто, совместные игры и поручения… а потом уже свободная и в меру агрессивная и активная игра.
          Ко мне можно постучать на консультацию и пошаговое сопровождение по скайпу.

  36. Елизавета:

    Добрый День! Даже не знаю проблема это или нет, но как поступить не знаю. Моему сыну 9 лет. Учится неплохо, посещает секцию карате. Последнее время ребенок начал «сохнуть», стало заметно не только мне. Аккуратненько с ним поговорила и выяснила вот что: у нас еще с садика есть любимая девочка, она учится в параллельном классе. В саду все умилялись какая сильная любовь, ну и сад кончился думали что все, первый класс прошел спокойно, а теперь все вновь и еще сильнее. Он даже подойти к ней боится(девочка украдкой за ним наблюдает, вроде как он сам заметил), каждое утро пытается подойти и заговорить а не выходит- боится. Сегодня утром стала тому свидетелем, хотел подойти потом замешкался и как результат глаза на мокром месте. Как ему помочь не знаю, давать советы боюсь. В школе учитель заметил что с ребенком что-то твориться. Мне он запретил кому-либо об этом говорить, переживает что над ним будут смеяться. Подскажите как правильно поступить? Вроде еще мал, а вот как то переживаю. Спасибо.

    • Детский психолог:

      Это все очень сложно, Лиза… :-)
      А что ваш папа на эту тему может сыну посоветовать?
      Лучше, если вы организуете для них какое-то совместно дело, не обязательно детский праздник… Но вот кто же ее будет приглашать. :-)
      Попробуйте дружить семьями.

  37. Ольга Иванова:

    Очень, очень нужен совет. Ребенок 9 лет. Очень медлительная и не внимательная. Чтобы она что сделала нужно 100 раз попросить, 4 раза повысить голос, в конце концов наорать или уже, если совсем вывела — дать ремня. Так мы кушаем, одеваемся и делаем уроки( На остальное у нас НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ. Со школы, не смотря на то, что школа сразу за домом, она может идти больше двух часов. Я работаю и не могу ее тянуть каждый раз, но это ситуация порядком надоела. Ребенок может очень много времени переговариваться, но так и не начать что то делать, или просто витает в облаках. Я понимаю, что наказание это не правильно, но у меня уже на грани терпение и, хоть и не так как хотелось, но это,пока, единственный способ заставить ее после всех уговоров заняться делом….. Как выйти из этой ситуации? У ребенка нет друзей, в школе отстает из-за своей невнимательности. Может, но не хочет… Так как все время с ней уходит на уроки и на то, что она обязана делать, элементарные поесть, одеться, умыться, нам не остается времени на что то интересное и это привело в замкнутый круг, с которого хочется вырваться((((

    • Детский психолог:

      Почему вы решили, что наказание — это неправильно? Это один из способов регуляции детского поведения. Не менее ценный, чем все остальные.
      Для вас есть заметка на сайте «Родительский гнев праведный и священный»

      А вообще лучше найдите ресурсы для полноценной консультации со мной по скайпу. Тут и особенности детского мозга, и пассивное агрессивное сопротивление, и родительский гиперконтроль… В общем, разгребать и строить заново — довольно долго.

      • Ольга Иванова:

        Когда гнев — единственный способ добиться от ребенка выполнения важных и нужных дел, а это простые вещи: встать, одеться, поесть, умыться и сделать уроки, то устаю и я и ребенок впадает в ступор. Результата это не приносит. А отношения с ребенком еще больше ухудшаются. Надо искать другой выход из ситуации….

        • Детский психолог:

          Гнев — естественный способ показать границы, которые переходить нельзя. И гнев не ухудшает отношения. С чего вы это взяли? Гнев как раз делает отношения подлинными. Да, нужно пройти через кризис, прежде чем выйти на новую ступеньку.
          Если в вашей ситуации «все по кругу», то дело не в в том, что вы сердитесь. А в том, что наказание не состоялось (вы его слишком поспешно отменили) или в том, что нет подходящей мотивации у «пресыщенного ребенка»… и т.п.

  38. Ольга Иванова:

    Медлительный ребенок или не очень успешный ребенок — это уже повод для гнева? Или проблему нужно искать во мне? Как то по другому к этому относиться?

    • Детский психолог:

      В вашем случае — медлительность может быть связана с особенностями детского мозга или быть формой выражения агрессии в ответ на материнский гиперконтроль.
      Иногда, дело в том, что мама вовремя не разделилась с ребенком и не дает ему взрослеть.
      Возможно — есть общие проблемы с саморегуляцией и планированием у девочки, у нее нет опыта преодоления трудностей, нет домашних обязанностей…

  39. Ольга Иванова:

    Я ее удочерила, в 1,5 года мы научились держать голову и садиться на попу, в 2,5 года — учиться ходить, в 4 — мы начали говорить. К школе был мед.осмотр — никаких отклонений не выявили. Без меня — она ничего не ХОЧЕТ делать. Со мной — все гораздо шустрее и с интересом. Но я не могу все время уделять ей и кое что, то малое, требую, чтобы она делала сама. И тут возникает конфликт.

    • Детский психолог:

      Ну вот и «нюансы» и ситуация ваша теперь выглядит несколько иначе. Как я понимаю, к неврологу вы с тех пор не ходили?
      А в школу во сколько пошли?
      У нас есть видео-занятия о готовности ребенка к школе. Там много внимания уделяется вопросам самостоятельности, начиная с 2-3 лет. Вы можете получить доступ к ним… и вообще в конце месяца планируется специальный цикл занятий по самостоятельности. Вся информация — на главной. Там есть несколько заметок.
      Если просто видео-занятий недостаточно и заметок со статьями… вы не знаете как от этого перейти к реальным шагам — значит стучите для пошагового сопровождения в скайпе.
      Все о чем я говорила вам раньше — также в силе.

  40. Ольга Иванова:

    Спасибо большое. будем работать. Если я решусь на сопровождение, то у нас сразу возникает проблемка, так как мы с Украины и возможность оплаты Вам у нас обрезана((((( такие реали нашего времени( Так что будем думать, как нам быть дальше. К неврологу мы ходили перед школой. Остаточные симптомы после пирамидальной недостаточности. Все рефлексы в норме.

    • Детский психолог:

      Ну вот ваши остаточные симптомы и дают тот самый фон, который вы называете «медлительность»… а довеском к этому — не запустились вовремя отделы, отвечающие за программирование и самоконтроль. На странице для консультаций по скайпу — есть форма оплаты, где можно использовать карту СНГ… осенью все работало.
      Я вам рекомендовала видео с лекцией о развитии детского мозга. Доступ к нему — свободный. Это как раз по поводу ваших проблем с тонусом.
      http://det-psi.ru/recepty-dlya-roditelej/internet-lekciya-o-razvitii-detskogo-mozga/

  41. нина:

    мальчику 9 лет — плохаю успеваемость, нежелание ходить в школу. В семье есть еще старшая сестра (12 лет), учится в той же школе хорошо (на 4 и 5). Мальчик в первом классе посещал группу продленного дня, так как мать работала. Учителя жалова¬лись на его несобранность, неаккуратность, расхлябанность. В на¬стоящее время мать не работает, много времени уделяет сыну: пы¬тается делать с ним уроки, но это обычно заканчивается конфлик¬тами и скандалом.

    • Детский психолог:

      Ну тут, чем больше внимания, тем хуже результат.
      Бросать работу ради того, чтобы делать уроки с сыном — это самая большая ошибка.
      Думаю, что сыном должен заняться папа.
      Почитайте статьи и заметки на этом сайте. Я вряд ли смогу что-то еще сюда прибавить. Можно еще стучать на индивидуальную консультацию по скайпу.

  42. Ирина:

    Здравствуйте. 5 лет назад у нас умер младший сын,старшему мальчику было 5 лет. В то время в связи с горем мы «залюбили» его и » занежили», что было ошибкой. Сейчас сыну 10 лет и мы не знаем как справиться с его занеженностью. Он очень труслив( его может обидеть даже малыш), он плачет по любому поводу. В школе никто с ним не хочет дружить,так как он нюня. Я знаю,что это наша ошибка,но сейчас мы в тупике и не знаем что делать.Ругать за трусость неприемлемо, а как поступить не знаем. Помогите пожалуйста, это даже не просьба,а крик о помощи.

    • Детский психолог:

      Ира, думаю это ситуация, которая требует пошагового сопровождения и семейной терапии в целом. Поэтому стучите сразу для консультации по скайпу.

  43. Наталья:

    Моему сыну 7 лет. Ребенок добрый, общительный, самый высокий среди своих сверстников.
    Дети дерутся и пинают друг друга-такие у них игры. Сын закрывает глаза — паника, испуг.
    Отворачивается, чуть подтолкнешь-падает.
    Дома есть боксерская груша. Бьет довольно сильно. При попытке с ним побороться,
    побоксировать-страх в глазах, паника. Разговоры не помогают.
    Сверстники, увидев его страх, обижают его.
    Как убрать страх? Подскажите, пожалуйста.

    • Детский психолог:

      Нужны дружеские поставки с папой.
      Уличные игры — для развития чувство тела и чувства пространства…
      Посмотрите статью здесь о развитии уверенности, частично она будет полезной.
      http://det-psi.ru/stati/semejnye-sekrety-uverennyx-detej/

      Ну или ко мне на консультацию по скайпу.

      • Наталья:

        Спасибо за статью.
        Хочу уточнить насчет «дружеских потасовок» с отцом: не испугают ли сына эти игры еще больше? Ведь он сильно напуган.
        Могу ли я заменить отца в данной ситуации? Так как я больше его знаю, менее требовательна и т.п.

        • Детский психолог:

          От маминой юбки оторвать — и папе передать.
          Заметка на нашем сайте: Страшные фантазии о маме

          • Наталья:

            Спасибо за ответ.
            Правильно ли я Вас поняла-отдать решение этого вопроса отцу?

            • Детский психолог:

              По-моему это очевидно и без моего вмешательства. :-)

  44. Елена:

    Здравствуйте! Внуку 7,5 лет, растет без отца. В школе безобразное поведение, сквернословит, движения сексуального характера. Маму уже трижды вызывали к директору школы, сейчас стоит вопрос об отчислении с группы продленного дня. Обращались к психологу, выписывали фенибут, пока пил таблетки жалоб вроде не было, потом все начинается заново. Поставили на очередь на дневной стационар, но только на конец лета. Что делать ума не приложим, очень нужен совет! Спасибо.

    • Детский психолог:

      Мне как-то не очень понятно как вызывающее поведение лечится фенибутом и стационаром? Стационар решит вашу проблему только тем, что ребенок попадет в среду с четкими правилами и строгими взрослыми. Дело точно не в фенибуте, но принимать его также можно продолжить для улучшения обменных процессов в клетках мозга. Но фенибут не научит вашего ребенка быть социально адекватным. Это только ваша семейная задача.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.